Божий удел
Игумен Пантелеимон стал настоятелем Свято-Троицкого Данилова монастыря 4,5 года назад. Мягко говоря, пришлось многое заново восстанавливать, приводить в приемлемый порядок. В том числе организовывать и возрождать монашескую деятельность. В братских кельях в настоящее время проживают 8 монахов и 7 трудников. Именно их стараниями поддерживается в надлежащем состоянии территория и помещения, ведутся мелкие ремонтные и благоустроительные работы, в распоряжении братии столярная мастерская, кузня, хозяйственный двор с живностью.
Конечно, основную статью доходов обители составляют пожертвования паломников, сорокоусты. Служба ведётся каждый день в Троицком соборе, открыт и храм Похвалы Богородицы. Предлагаются аудиоэкскурсия, а также полноценные групповые экскурсии, которые время от времени проводит и сам настоятель. Он же часто составляет программу предлагаемых паломнических поездок с посещением других исторических мест в городе, трапезой в монастыре и, по возможности, общением с кем-то из духовенства.
В предстоящих же планах создать небольшой музей монашества – не просто истории Данилова монастыря, а музей монашества в целом, чтобы попытаться объяснить интересующимся людям, что всё это значит. «Монастырь - это не только памятники архитектуры и живописи, но и целая совокупность смыслов, - говорит игумен Пантелеимон. - Хочу попытаться раскрыть эти смыслы через объяснение чинопоследования пострига, монашеских одежд. Когда дойдёт до дела, тогда поймём, какие будут нужны артефакты, и т. д. Источник вдохновения для меня – павильон «Слово» на ВДНХ, в котором представлена история кириллической письменности: там замечательные экспозиции, которые включают в себя аккуратный интерактив, например, «звуковой душ», когда становишься под такой пластиковый колпак и тебе что-то рассказывают, не всему залу, а тебе лично». По его словам, для этих целей помещений хватает. Есть здание, которое было когда-то гостиницей и принадлежит монастырю, но средств, чтобы привести его в порядок, пока нет. С другой стороны, в Переславле достаточно мест, где можно остановиться.
Другая же его идея нашла своё воплощение: обустроен маленький гостевой домик на территории, куда можно поселить максимум троих, скажем так, «идеальных паломников», конечно, только мужчин, – тех, кто просто хочет несколько дней пожить в монастыре, затвориться от городской суеты, походить на службы, пообщаться в какой-то мере с братией, для того чтобы иметь возможность услышать самого себя. Это полное погружение правильнее всего назвать термином из прошлого и позапрошлого века – «говение», такой период, когда человек в течение недели ходит на службы, а в конце этого срока исповедуется и причащается.