У девелоперов есть проблема: как привлекать финансирование для социального строительства, общественных пространств, то есть того, что не приносит немедленных денег? Выдают ли банки деньги в рамках проектного финансирования под такие проекты и как в этом помогает «ДОМ.РФ»?
А.Ф.:
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что входит в понятие городской среды.
Первая состовляющая - это базовая инфраструктура (социальная, транспортная, инженерная). Здесь есть механизм инфраструктурных облигаций, который появился в этом году, под 3% с гарантией региона после выплат по проектному финансированию. Это инструмент интересный, новый, хотя и не может сразу решить все проблемы. Но мы очень рассчитываем, что у нас, наконец, социальная и транспортная инфраструктура начнет вводиться в рамках первой очереди проекта, а не тогда, когда проект уже практически реализован.
Вторая составляющая – новые типы жилья, например, комплексное развитие в сфере ИЖС, то есть субурбии, на которые в последнее время вновь появился всплеск интереса. И здесь мы первые в Ленинградской области выдали проектное финансирование под индивидуальное жилищное строительство в рамках поселка. Важный момент - льготная ипотека под ИЖС, так как мы понимаем: чтобы населению это жилье было доступно, надо помогать инструментами ипотеки. Также у нас есть совместные проекты повторного применения с Минстроем. Это будут качественные проекты со сметными расчетами, прошедшие Главгосэкпертизу, чтобы цена квадратного метра была не выше 70-80 тысяч рублей за метр без отделки и без стоимости внешней инженерной инфраструктуры. Это цена для крупных англомераций, а в менее крупных центрах она может быть и ниже.
Третья часть – это общественные пространства – то, что связывает ткань города. Здесь мы – одни из основных авторов дизайн-проектов по регионам, у нас около 300 проектов в разработке. Часть из них мы помогаем регионам реализовывать. Ясно, что пока нет кредитных финансовых инструментов именно на реализацию проектов общественного пространства. ГЧП проекты общественных пространств встречаются, это, в основном, парки, но идут тяжело. Ясно, что нужно окупать частные инвестиции в благоустройства парка, поэтому начинается застройка этого парка коммерческими объектами, устанавливается платный вход. Все это крайне негативно влияет на качество таких проектов, на общественное мнение.