Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
Время покинуть Кремль
ОБЪЕКТЫ
Знаменитый музей знает своё место,
а скоро оно станет известно всем

Фото: nowadaysoffice
Текст: Александр Шевчук



Поводов рассказать о московском архитектурном бюро NOWADAYS office несколько. Во-первых, в портфолио накопилось несколько знаковых проектов, о которых интересно узнать, как говорится, из первых уст. Во-вторых, география приложения творческих сил ширится – практически от стен Кремля до северного города Норильска и дальневосточного острова Сахалин, а также стран Ближнего Востока…Но, пожалуй, главное – бюро в этом году исполнилось десять лет со дня основания.

Наталия Масталерж

Партнер бюро NOWADAYS office
Действительно, в 2013 году мы с Натой Татунашвили решили работать вместе, - вспоминает сооснователь, партнёр NOWADAYS office Наталья Масталерж. – Примечательно, что мы с ней и трудились в одной структуре – известном бюро «Меганом», под руководством Юрия Григоряна. А желание «выделиться» не было каким-то демаршем или формальным шагом: типа, создадим своё подразделение, займёмся бизнесом, воспользуемся связями, поиском заказов. Как раз творческие конкурсы на новые интересные проекты подтолкнули нас к желанию найти единомышленников для их разработки. Тогда среди участников появились новые имена. Поговорили с Натой. Решили и мы попробовать. Рискнули. Вскоре к нам присоединились ещё три коллеги…
D2.0:
Складывается впечатление, что у вас изначально предполагался определённый подход к формированию коллектива – только из коллег-женщин.
М.Н.:
В принципе, мы на этом даже немного поиграли – устроили классную фотосессию на ВДНХ. И когда стали позиционировать себя со слоганом «Спасай мир красотой!», получалось что-то вроде «смотрите, какие мы молодые, привлекательные». Но сами понимаете, акцент в тендерах надо делать не на внешние атрибуты создателей, а на качество предлагаемого проекта, интересной концепции, оригинальных подходах и находках, функциональных характеристиках того или иного сооружения, и т.д. Победы в творческих конкурсах – итог большой работы. Они становились стимулом к дальнейшему развитию.

Объём возрастал, росло число сотрудников. К слову, их сейчас около сорока пяти человек. И не только архитекторы, дизайнеры. Бюро разрастается - формируется структура, выстраивается своя иерархия. Кто-то в группе разработки концепций проектов, кто-то отвечает за взаимодействие с партнёрами, ведёт авторский надзор или погружён в рабочую документацию. Много направлений - мы занимаемся масштабными градостроительными проектами, разрабатываем освоение общественных пространств, зон реновации и благоустройства, проектируем жилые здания и многофункциональные комплексы, предлагаем интерьерные решения, участвуем в организации выставок, ведём исследовательские работы и преподавательскую деятельность.

На счёт гендерного подхода – он стал не так очевиден, потому что в приоритете – профессиональные качества. Так что мы «разбавлены» представителями «сильного пола».

Тем не менее, вы затронули интересную тему. В качестве некоего отступления замечу: видимо, не случайно слово «архитектор» не имеет женского рода, типа «архитекторша»/«архитекторка». Полагаю, что здесь как в определениях – «хороший специалист» либо «плохой специалист», «талантливый учёный» или «бездарный учёный», «мудрый политик» или «ни о чём» - ведь тут речь не может идти о мужчине, женщине, на первый план выходит отношение к делу, творческие способности, уровень компетенции и проч.
D2.0:
Наталия, полностью согласен, однако поймал себя на мысли – а ведь есть слово «журналист», которое имеет общие для профессии свойства человека, но при упоминании «журналистка» возникают какие-то нюансы, предполагающие особый, какой-то мягкий стиль изложения статьи, трогательные повороты в сюжете, «ми-ми-мишные», как сейчас говорят, детали…В архитектуре, уверен, не может не быть похожих оттенков в творчестве.
М.Н.:
Возможно. Хотя вряд ли кто-то скажет о проектах Заха Хадид, как о «женских». Да, у неё собственный, уникальный «почерк», но ведь мы же говорим о шедеврах мастера, а не женщины-архитектора. По поводу ваших сравнений с коллегами, мы тоже как-то затеяли арт-проект. Предложили «художницам» переосмыслить себя через призму внутренних чувств, размышлений, позиционирования. Очень предметный проект, кстати: среди экспонатов – керамика, скульптура, живопись, текстиль, дизайнерские работы, мебель. Предприняли попытку определить особые отличительные качества, подходы к творчеству, способности быть самой собой, а не устраивать своеобразное состязание с мужчинами. И разве не в этом видится внутренняя сила женщины! Процесс непростой, интересный, окончательные выводы делать рано, так как проект не завершён…
D2.0:
Первые шаги NOWADAYS office, тем не менее, буду рассматривать под специфическим ракурсом, учитывая женский состав бюро. Относится это и к проекту бара-кафе-коворкинга для журналистов «Редакция» в Столешниковом переулке, проекту реновации знаменитого завода «Кристалл», и к дизайну интерьера кафе «Искра» на Покровке с подчёркнутой «московскостью»…
К каким-то проектам очевидно мы ещё вернёмся, а мне хотелось бы узнать подробности о работе, которой вы занимались с особым паритетом. Речь о музее Московского Кремля, который впервые сменит свою прописку и поселится за его пределами. Новая Оружейная палата вскоре расположится в бывших Средних торговых рядах. Неожиданно!
М.Н.:
Музейное пространство займёт весь контур исторических зданий, построенных в 1893 году архитектором Романом Клейном, автором Пушкинского музея, торгового дома «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), Бородинского моста и других объектов. В отличие от соседних Верхних торговых рядов, нынешнего ГУМа, представлявших собой крытый пассаж, целый квартал с улицами бутиков, лавок и прочих заведений, в Средних рядах велась оптовая торговля. Все конторы, офисы, небольшие магазинчики размещались по внешнему периметру сооружения вдоль улиц Ильинка, Варварка и Хрустального переулка, а также Красной площади. Внутренний двор состоял из складских сооружений. В советские годы все корпуса были переданы под структуры военного ведомства.

Время от времени рассматривались варианты возвращения квартала в полнокровную столичную жизнь, придав помещениям общественные функции. Предыдущий проект, скажем, включал в себя и офисный центр, и торговую инфраструктуру, и…музей на определённой площади. «Меганом» и Nowadays разрабатывали концепцию создания музейно-выставочного комплекса под размещение экспозиции Московского Кремля как в исторических зданиях, так и новом корпусе внутри квартала. Предстояло разместить почти 4 тысячи уникальных экспонатов Оружейной палаты, одного из старейших музеев страны, учреждённого в 1806 году указом Александра I. В коллекции посольские дары, музей Карла Фаберже, образцы оружия, изделия из фарфора, стекла, тканей, собрание русского и иностранного серебра, невиданная византийская коллекция и так далее. Новый музей площадью 80 тысяч кв. метров будет одним из самых больших в мире.
D2.0:
Наталия, а могли бы вы стать гидом и провести пусть виртуальную экскурсию по будущему музею?
М.Н.:
С удовольствием. Замечу, что он из так называемого «режимного» учреждения (а территория Кремля вся подчинена строгим правилам посещения) переходит в разряд общедоступных публичных мест. Приятно, что фасады сохраняют свой исторический вид, они словно ларец, имеющий свой неповторимый единственный во всём окружении песочный цвет. Центральный вход оформлен как раз напротив Спасской башни, что очень символично: сейчас там открыт свободный проход из Кремля и таким образом туристы имеют возможность продолжить знакомство с достопримечательностями, бесценными сокровищницами его знаменитых музеев – Алмазного фонда, Грановитой палаты, соборов, археологических и архитектурных шедевров.
Нашей задачей было обеспечить красивый вход посетителей в новое пространство, создав настоящую городскую гостиную. Условно говоря, войти и ахнуть от впечатления, что ты в музее Московского Кремля. Естественно, предусмотрены кассы, гардеробы, санитарные зоны. Чтобы завершить перечисление инфраструктурных составляющих и подчеркнуть многофункциональность современного музея, назову зону с магазином сувениров, кафе, рестораном, детским и образовательным центрами, конференц-залом и лекторием, площадками для временных выставок. Всё пространство адаптировано под любые группы населения, в том числе маломобильные. Отдельная статья – в штате музея тысяча сотрудников, и в перестроенных исторических помещениях разместятся научные отделы, архив, реставрационные мастерские, хозяйственные службы, предусмотрен подземный паркинг для служебного транспорта и автомобилей его работников.
По сути, в сохранивший контур отреставрированных Средних торговых рядов «вставляется» новое здание, между ними образуется улица, вымощенная брусчаткой, по которой можно прогуливаться. Соединяют же строения перекинутые над пешеходной зоной стеклянные мостики. Отмечу, что перепады высот – от Красной площади к парку «Зарядье» по Васильевскому спуску – составляют 3,4 метра. Однако вся экспозиция займёт единый уровень, то есть ближе к Москва-реке она будет уже на 9,30 метра выше земли. Сложность пространства включает в себя где-то и цоколь с большими окнами, не углубленный в поверхность, и где-то 2, а то и 3 этажа. Много света, видовых панорам на Храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, башни Кремля, Красную площадь…

Теперь об экскурсии. Осмотр экспозиции начинается с огромного сводчатого оружейного зала с образцами парадного вооружения, доспехов работы российских, византийских, египетских, индийских, французских, шведских и других мастеров. Далее по кругу знакомишься с коллекцией по периодам, например, предметы XVI-XVII веков, выполненных в кремлёвских мастерских, в частности знаменитая шапка Мономаха, а также царский венец, скипетр и держава Михаила Романова.

Под каждый экспонат – свои стенды, свои витрины, изготовленные по индивидуальному заказу специально для музея. Мы предложили своеобразную подсветку в некоторых залах. Например, в одном из них углубили светильники и направили основной поток в одну из сторон такого углубления. Получился контур, напоминающий серпы, а в целом сложилась картина звёздного неба. Для коллекции изделий из серебра – блюд, зеркал, посуды, предметов интерьера – решено было отвести бывший огромный кабинет наркома Климента Ворошилова. Подобрали цвет, характерный для того времени, а именно бирюзовый. Экспозиция заиграла – а зал уже получил с нашей лёгкой руки название «Серебряный». Работая в плотном сотрудничестве со специалистами музея, генеральным директором Музеев Кремля Еленой Юрьевной Гагариной, как-то услышали оброненную её фразу: «В «Серебряном» зале…». Переспросили, о каком помещении идёт речь, в ответ получили: «Так вы его таким сделали, что иначе и не назовёшь!».

Все строительные работы в настоящий момент завершены. Впереди – наладка сложного инженерного оборудования, систем охраны, пожарной безопасности, водоснабжения, канализации, температурного режима. Организация зон торговли, общественного питания, учебных и просветительских площадей. Обустройство рабочих мест сотрудников. И, конечно, оформление уникальной экспозиции Оружейной палаты.
Наше архбюро прошло все этапы большого пути - от создания концепции и разработки каждого элемента музейного комплекса до размещения тех или иных экспонатов с их неповторимостью, осуществления авторского надзора и других обязательных элементов своей деятельности, - так что предвкушаем успешное завершение многогранного процесса, в котором принимали участие.
D2.0:
Уверен, что предстоящее открытие нового Музея Кремля впервые вне стен Кремля, станет ярким событием в жизни не только столицы, но и всей страны. Знаю, что вы активно занимались разработкой навигации – пока сложно направить туристов в новое место музея на карте Москвы, сделать его знаковым и привычным. Вами к тому же разработан интересный сайт Оружейной палаты, где есть информация и об её истории, коллекции, архитектурных особенностях. Спасибо, Наталия, за такую полную информацию…

P.S. Мы продолжили нашу беседу с партнёром NOWADAYS office Натальей Масталерж и узнали много интересно о других проектах этого архитектурного бюро, о реновации промышленных производств и создании на их территории многофункциональных общественных пространств, а также о формировании партнёрских пулов, так называемых коллабораций, при работе над проектами. Ждите следующей публикации.

Made on
Tilda