Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
ОНЛАЙН ПРОЕКТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ
ЖИТЕЛИ
ОНЛАйН ПРОЕКТ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ

Автор:

Photo by Dylan Ferreira on Unsplash

Города будущего. Development 2.0
Онлайн-образование и девелопмент для архитектора.
  • Никита Асадов
    Архитектурное бюро ASADOV_
  • Иван Матвеев

    Творческое объединение «Дмитровка», преподаватель МАрхИ

  • Александра Пекина
    Преподаватель МАрхИ, архитектурное бюро «Воздух»
  • Павел Сонин

    Руководитель Архитектурного коворкинга, член правления МОСМА

Никита Асадов: Я вкратце могу поделиться тем опытом, который мы приобрели при переходе на онлайн-формат обучения в МАрхИ. В целом, при переходе в онлайн система образования сейчас разделилась на ту часть, которая испытывает значительные трудности с новым форматом, и ту часть, которая этот переход почти не почувствовала, возможно будучи к этому более подготовленной, и даже приобрела что-то новое.

С коллегами, Иваном Матвеевым и Александрой Пекиной, мы ведем архитектурное проектирование на вечернем факультете МАрхИ. Перестроиться и наладить систему онлайн-консультаций мы смогли примерно за неделю. Сначала упорядочили и систематизировали те данные и исходное задание по текущему курсовому проекту. Мы сделали портал, куда для начала собрали все лекции по теме текущего на тот момент проекта — “музей”.

Дальше мы пригласили знакомых архитекторов и пообщались в эфире с теми, кто непосредственно занимался разработкой музеев или выигрывал крупнейшие конкурсы на эту тему. К примеру, с Юрием Григоряном мы поговорили о работе бюро Меганом над проектом развития Пушкинского музея. С Борисом Бернаскони поговорили о конкурсном проекте Пермского музея, Екатерина Головатюк рассказала нам о своем опыте работы в OMA над музеем Гараж в Парке Горького.

Для нас главным выводом из полученного опыта стало то, что удаленный формат образования имеет ряд преимуществ. Прежде всего, значительно проще подключить к образовательному процессу больше людей — и студентов других групп и вузов, и пригласить интересных лекторов по теме текущего проекта. Это все происходит легче и проще не только в процессе подготовки курсового проекта, но и во время финальной публичной защиты.

Мы провели одну из первых онлайн защит по дисциплине архитектурного проектирования в МАрхИ и обсудили в ходе нее итоговые работы студентов. Эта защита была полностью открыта, к ней могли присоединиться не только студенты нашего курса, но и студенты других архитектурных вузов, которые узнавали о мероприятии и присоединялись онлайн, либо потом могли посмотреть в записи. На онлайн-защиту проектов мы собрали преподавателей, которые вели проект и приглашенных архитекторов. С одной стороны, получился достаточно свободный формат без четкого регламента и требований к докладам, с другой стороны всё получилось достаточно качественно и близко к форматам профессиональных обсуждений, что также очень важно для студентов.

Все это, — выдача заданий для студентов через сайт, возможность приглашать известных практикующих архитекторов с онлайн-лекциями, проведение онлайн-защиты проектов, — стало нашим небольшим открытием, даже откровением по поводу онлайн-образования. С учётом того, что в целом это был непростой опыт и для нас, и для студентов, так как большинство из них совмещают работу и обучение на вечернем отделении МАрхИ. После чего, отработав курс обязательной программы до конца мая, в лето мы перешли с понимаем того, что это начинание стоит продолжать, и сделали цикл онлайн-лекций для студентов и молодых архитекторов о том как устроена работа архитектурных бюро и что важно знать на первых этапах практического погружения в профессию.
Иван Матвеев: Вся история с вечерним образованием для нас вышла интересной, у студентов очевиден прогресс. Основной упор мы делаем на развитие мозга, на творческое развитие, — нам кажется это очень важным, — не оставлять их на том же уровне, на уровне, к примеру, простого чертёжника. Мы собираем разных крутых спикеров, чтобы студенты могли вдохновляться их примерами. Наш цикл мы начали с Юрия Григоряна, это была прямая речь, обращение к студентам, которая очень хорошо подходила к открытию всей серии лекций. У нас в общей сложности прошло 12 вебинаров с разными архитекторами, каждую неделю мы проводим по одной лекции. В ходе вебинаров нам присоединяются студенты не только из МАрхИ, но и со всей страны. В последний раз к нам приходили наши друзья-архитекторы — преподаватели британской высшей школы Бартлетт.
Александра Пекина: Как и в любом начинании, здесь есть какие-то плюсы и минусы. Если говорить об онлайн-образовании, то плюсов очень много. То количество информации, которое ты можешь предложить студентам, увеличивается в разы. Количество людей, с опытом и мнением которых ты можешь познакомить студентов, тоже увеличивается, — это из каких-то глобальных плюсов. Также нам удалось добавить дополнительные часы для более основательного консультирования студентов.

Расскажу вкратце как проходит оффлайн образование в МАрхИ, — вы приходите в институт, в свою аудиторию, и проводите порядка трёх часов в диалоге со студентами, вы можете общаться, что-то вместе рисовать, показывать и обсуждать, вместе искать какую-то информацию в интернете. Обычно студенты приносят свои эскизы по текущему проекту, которые мы совместно обсуждаем и корректируем. При переходе в онлайн, этот прямой контакт теряется, здесь уже нет личного человеческого присутствия. И это, на мой взгляд, всё равно минус. К тому же онлайн пока воспринимается студентами не так серьёзно, они недостаточно сильно погружаются в проектирование, значительно меньше чем при очных занятиях. Это скорее касается психологического аспекта.

На самом деле мы проделали большую работу, чтобы с переходом в онлайн вытянуть всю эту историю на принципиально иной уровень. Мы предложили студентам в рамках своего Проекта возможность общения с ведущими архитекторами, причем эта возможность доступна не только для московских студентов, а для всех, кто имеет желание присоединиться и участвовать.
Иван Матвеев: Вот именно в таком формате — да! На самом деле это очень важно. Мы очень заинтересованы, чтобы культурный и профессиональный уровень рос не только в Москве, но и по всей территории России и русскоязычного пространства. А там дальше, если мы английский язык подключаем, то мы можем обмениваться знаниями и с другими странами.
Александра Пекина: Да, кстати, у нас есть следующее направление развития нашего Проекта — мы также планируем цикл лекций с зарубежными коллегами. У нас есть контакты с архитекторами по всему миру, и очень хочется получить их профессиональный опыт, их взгляд со стороны, — как на профессию архитектора в целом, так и на архитектурное образование.
Павел Сонин: В Союзе московских архитекторов я занимаюсь молодежью и студентами. Наше направление архитектурных летних практик мы назвали Архстартапы, потому что мы со студентами прорабатываем эскизные концепции будущих проектов, под которые либо пока ищут, либо уже есть инвестиции, и мы как раз работаем с такими территориями, которые требуют хорошей предварительной проработки. В ходе нее мы делаем проекты, связанные с новыми жилыми форматами, коливингами, проекты реновации исторически сложившихся территорий. Также разрабатываем со студенты проекты благоустройства — мы приезжали в конкретные города (Волоколамск, Александров, Истра, города Владимирской области), общались с администрацией и разрабатывали концепцию, под которую город в дальнейшем может получить деньги на благоустройство и развитие территории.

Те студенты, которые участвовали в этой первоначальной концепции, в случае успешного продолжения проекта в дальнейшем входят в рабочую группу проекта. Таким образом ряд наших инициатив перешел в реальные проекты. Идея Архстартапов — чтобы архитектор научился не только правильно проектировать, но и понимать экономическую подоплеку и был немножко девелоперов. Я считаю что сегодня настоящий хороший архитектор — в некотором роде и девелопер, поминающий экономическую обоснованность своих решений. Этому мы и стараемся научить наших студентов, которые приезжают к нам на стажировку в летнюю школу.
Made on
Tilda