Никита Асадов: Я вкратце могу поделиться тем опытом, который мы приобрели при переходе на онлайн-формат обучения в МАрхИ. В целом, при переходе в онлайн система образования сейчас разделилась на ту часть, которая испытывает значительные трудности с новым форматом, и ту часть, которая этот переход почти не почувствовала, возможно будучи к этому более подготовленной, и даже приобрела что-то новое.
С коллегами, Иваном Матвеевым и Александрой Пекиной, мы ведем архитектурное проектирование на вечернем факультете МАрхИ. Перестроиться и наладить систему онлайн-консультаций мы смогли примерно за неделю. Сначала упорядочили и систематизировали те данные и исходное задание по текущему курсовому проекту. Мы сделали портал, куда для начала собрали все лекции по теме текущего на тот момент проекта — “музей”.
Дальше мы пригласили знакомых архитекторов и пообщались в эфире с теми, кто непосредственно занимался разработкой музеев или выигрывал крупнейшие конкурсы на эту тему. К примеру, с Юрием Григоряном мы поговорили о работе бюро Меганом над проектом развития Пушкинского музея. С Борисом Бернаскони поговорили о конкурсном проекте Пермского музея, Екатерина Головатюк рассказала нам о своем опыте работы в OMA над музеем Гараж в Парке Горького.
Для нас главным выводом из полученного опыта стало то, что удаленный формат образования имеет ряд преимуществ. Прежде всего, значительно проще подключить к образовательному процессу больше людей — и студентов других групп и вузов, и пригласить интересных лекторов по теме текущего проекта. Это все происходит легче и проще не только в процессе подготовки курсового проекта, но и во время финальной публичной защиты.
Мы провели одну из первых онлайн защит по дисциплине архитектурного проектирования в МАрхИ и обсудили в ходе нее итоговые работы студентов. Эта защита была полностью открыта, к ней могли присоединиться не только студенты нашего курса, но и студенты других архитектурных вузов, которые узнавали о мероприятии и присоединялись онлайн, либо потом могли посмотреть в записи. На онлайн-защиту проектов мы собрали преподавателей, которые вели проект и приглашенных архитекторов. С одной стороны, получился достаточно свободный формат без четкого регламента и требований к докладам, с другой стороны всё получилось достаточно качественно и близко к форматам профессиональных обсуждений, что также очень важно для студентов.
Все это, — выдача заданий для студентов через сайт, возможность приглашать известных практикующих архитекторов с онлайн-лекциями, проведение онлайн-защиты проектов, — стало нашим небольшим открытием, даже откровением по поводу онлайн-образования. С учётом того, что в целом это был непростой опыт и для нас, и для студентов, так как большинство из них совмещают работу и обучение на вечернем отделении МАрхИ. После чего, отработав курс обязательной программы до конца мая, в лето мы перешли с понимаем того, что это начинание стоит продолжать, и сделали цикл онлайн-лекций для студентов и молодых архитекторов о том как устроена работа архитектурных бюро и что важно знать на первых этапах практического погружения в профессию.