Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
Искусство в городской среде
ФУНКЦИИ
Искусство в городской среде
Фото: Anish Kapoor
Автор: Александр Шевчук
Мы давно привыкли к тому, что в обычной застройке мегаполиса среди разного вида зданий и сооружений, тротуаров вдоль автомобильных трасс, бульваров и набережных, скверов и парков приживаются и приятные «дополнения» - фонтаны, беседки, скамейки, памятники, скульптурные композиции и т.д. Многие из них становятся настолько приметными, что возле них часто назначают встречи друзей, свидания влюблённых. «Встретимся у фонтана (под часами)» или «Как обычно – рядом с Пушкиным (Островским, Лермонтовым, Достоевским и т.д.)» - звучит вполне привычно, не требует разъяснений, что фонтан у Большого театра, а имя литератора не «панибратство» - памятник знаменитости, они как раз и есть надёжные ориентиры.
1
Центры притяжения

Паблик-арт, выражаясь современными терминами, получил широкое распространение в России в первое десятилетие двухтысячных и сегодня продолжает набирать популярность. «Основная особенность этого направления – память месту, - комментирует заместитель генерального директора STONE Виктория Васильева. - Интеграция арт-объекта в городское пространство влияет на общий уровень культуры и восприятия среды, делая её более разнообразной и узнаваемой. При этом сам предмет искусства, действительно, становится и навигационной точкой – понятным для жителей города и туристов».
Особенно удачными кажутся пространства, где гармонично связаны малые архитектурные формы (МАФ) и ландшафт. На взгляд эксперта, тренд на это в Москве задала новая Триумфальная площадь у метро «Маяковская» - с зелёными островками, качелями и торговыми павильонами. Центральным элементом здесь был и остаётся памятник Владимиру Маяковскому, как неразрывная связь с историческим прошлым.
Виктория Васильева уточняет некоторые характеристики объектов pablik-art - это сочетание эстетики, функциональности и безопасности, доступности для горожан и интеграции искусства в общественное пространство. В качестве примера она называет памятник Юрию Никулину возле Московского цирка на Цветном бульваре, возле которого любят фотографироваться прохожие. А также уличную галерею «Нетстен» на Винзаводе: «Здесь функция и эстетика гармонично объединены и создают мощный визуальный образ, связанный с физическим объектом. Искусство в городском пространстве совмещено с формами исходных зданий и стен. Стоит отметить уникальную особенность данного вида искусства: граффити даёт возможность самовыражаться в одном месте целой группе авторов», - рассказывает она.

Виктория Васильева

Заместитель генерального

директора STONE

2
Тем не менее, как утверждает основатель и генеральный директор кураторского агентства «Арс Нова», руководитель культурных проектов производственно-инжиниринговой компании «Макрофабрика» Арсений Крюков, в российской столице, ведущем мегаполисе мира, не так просто назвать действительно знаковые объекты, отвечающие всем критериям узнаваемости, репрезентативности, современности, масштабу. «На ум приходят объекты, которые взаимодействуют с архитектурным обликом, такие, как скульптуры Георгия Франгуляна в деловом квартале «Белая площадь» и Григория Орехова в Столешниковом переулке.
Сейчас все еще невозможно говорить о сложившейся практике по интеграции объектов в структуру города – их появление носит скорее фрагментарный характер, во многом из-за отсутствия “правила процента на ИвОП”, характерного для европейских мегаполисов. Поэтому сейчас сложно сравнивать наши объекты с зарубежными образцами, такими как работы Аниша Капура, или Марка Форнеса. Заказчики объектов в Москве только начинают выстраивать отношения с художниками и арт-сообществом, разбираться в технологиях производства и ценообразовании.
В то же время убедительная «Лента Мебиуса» Мишеля Пина, расположенная в одном из отдалённых участков ВДНХ, к сожалению, не получила широкой огласки, как и насыщенный объектами Парк Малевича, что и вовсе находится вне черты города», - резюмирует Арсений Крюков.

Арсений Крюков

Генеральный директор кураторского агентства «Арс Нова», руководитель культурных проектов производственно-инжиниринговой компании «Макрофабрика»

3
Большой запрос

Сейчас в Москве, да и по всей России, большинство таких проектов лежит в стрит-арте как в наиболее экономически доступном, продолжает руководитель Центра креативного девелопмента при Школе дизайна НИУ ВШЭ Олег Гончаров. Но паблик-арт намного шире - это воплощение бренда места и квинтэссенция ощущения человека в этом месте. Многим локальным проектам ещё стоит перенять более распространённый за рубежом умелый баланс между классной концепцией и профессиональной, качественной и технологичной реализацией. Пока таких примеров у нас немного, но есть запрос рынка, так что перспективы хорошие.

Олег Гончаров

Руководитель Центра

креативного девелопмента

при Школе дизайна НИУ ВШЭ

С появлением современной архитектурной среды, действительно, появляется запрос на паблик-арт: не просто решающего декоративные задачи, но и в качестве визитной карточки общественных пространств, самодостаточного центра притяжения. Однако, как признаёт главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, до сих пор регуляторный процесс появления того или иного «малого» объекта в контексте городской среды отсутствует. Скажем, вспоминаются дискуссии вокруг памятника Петру I в самом центре столицы, когда вопреки мнению большинства москвичей волевым решением градоначальника его всё же установили. Сергей Кузнецов допускает дискуссионный характер, прежде чем появится тот или иной объект искусства в общественном пространстве. «Как городу нам интересно создавать городские легенды и мифы, культивировать темы для обсуждений, - убеждён он. - Искусство должно вызывать дискуссию, быть интересным, острым и оставлять публику неравнодушной, в особенности, если мы говорим про уличные инсталляции, где идёт постоянное взаимодействие с огромным числом людей. Искусство учит понимать друг друга, относиться конструктивно ко многим вещам: вызовам, проблемам, радостям. Мы поддерживаем такие инициативы и всегда рады, когда в Москве возникают объекты, которыми можно гордиться».

Сергей Кузнецов

Главный архитектор города Москвы

Изюминка застройки

Основатель платформы "Сабстанция" Сабина Чагина куратор многих фестивалей, смотров, конкурсов, посвящённых городской скульптуре, малых арт-объектов и т.д., сравнивает ситуацию примерно десятилетней давности, когда участие в них принимали преимущественно иностранцы. За вполне короткий срок сформировался огромный творческий актив из молодых художников, скульпторов, дизайнеров, готовых представить свои проекты для воплощения в формате pablik-art. Для девелопера, в свою очередь, представился шанс привнести изюминку в проект, поработать с классными художниками, выйти на другой уровень формирования городской среды, особенно в новостройках.
«В цепочке заказчик-творец обязательно должен быть продюсер, потому что сегодня художник - это не один человек, а целая междисциплинарная команда. И чтобы ценности обеих сторон не потерялись по пути, а реализовались в итоговом проекте, нужен медиатор, который отвечает за весь процесс от появления задачи до открытия арт-объекта публике, - уточняет Олег Гончаров. Важен комплексный подход, он стартует с создания концепции территории на основании исследования, по итогам которой создаются кураторское и техническое задание. Соглашусь с мнением, что помимо монументальных арт-объектов есть множество альтернативных видов искусства, способных донести заложенные смыслы. Но полноценная арт-программа получается, только при обогащении этого объекта социокультурными событиями, которые вовлекают жителей и сообщество».
Заказчики таких объектов в Москве только начинают выстраивать отношения с художниками и арт-сообществом, разбираться в технологиях производства и ценообразовании, сообщает Олег Гончаров. Механика открытых и закрытых конкурсов как раз способствует и нахождению новых имён художников, и повышению внимания к локациям под паблик-арт объекты. Всё это должно сопровождаться открытой дискуссионной программой с участием экспертов из смежных сфер и областей. Только в таком случае мы получим действительно качественный паблик-арт объект, объединяющий горожан, экспертов и гарантированно повышающий ценность архитектурного комплекса.
В этом отношении показателен завершившийся недавно конкурс STONE Art «Философия новых форм», где было представлено более 150 проектов и к заключительной стадии были допущены 30 работ. Назван победитель, и уже осенью на территории офисного квартала STONE Towers появится новая точка притяжения – скульптура «Ангел» молодого художника и дизайнера Жени Желвакова, который стал победителем.

Сабина Чагина

Основатель платформы "Сабстанция"
«В городе уже некоторое время сформирован запрос на развитие искусства в открытой среде, который мы осмысленно поддержали. В каждый проект STONE так или иначе интегрирована культурная составляющая: мы привлекаем профессиональных галеристов в качестве арендаторов и художников для оформления общественных зон. Но проведение открытого конкурса на создание объекта уличного искусства, стал первым интересным и положительным опытом для компании. Уверены, что, глядя на наш результат, многие девелоперы поддержат данный тренд: культурная и насыщенная среда позволяет нам не только выделять новые объекты, но и связывать их с окружением», - так прокомментировал итоги конкурса генеральный директор и акционер STONE Максим Гейзер. Достойный пример для подражания!

Максим Гейзер

Генеральный директор

и акционер STONE

Made on
Tilda