ЗЕРНА ГУМАННОСТИ
Игра – это медиум, который привлекает людей к серьезным вопросам. Поскольку я по образованию архитектор и работала пять лет в архитектуре и урбанистике, то мне кажется важным и ценным донести до людей те приоритеты, которые сейчас стоят перед этими дисциплинами. Что касается архитектуры, то мой личный интерес – это реконструкция-реставрация, потому что это моя специальность. Поэтому одна из первых игр, которую я сделала, про защиту московского авангарда, а та, которую я делаю сейчас, посвящена реконструкции зданий и сооружений. В новостях постоянно возникают такие истории, как, например, сейчас в Уфе, где собираются снести прекрасные деревянные дома, поэтому мне кажется очень важным, хотя бы в такой игровой форме, пытаться вызвать в людях более бережное отношение к их культурному наследию.
Дарья Насонова
Архитектор и гейм-дизайнер
Не уверена, что можно сохранить конкретный деревянный дом, когда бульдозер уже на подходе, но мне кажется, что через игры можно подергать за нужные струнки людей, что это в целом переформирует мышление. Это, скорее, такие зерна, которые закладываются, и потом, через какое-то время прорастают.
Поэтому я в основном ориентируюсь не на взрослых, когда делаю свои игры, а, скорее, на школьников, студентов, потому что это как раз тот возраст, когда важно формировать более гуманное отношение к окружению. Когда эти дети вырастут, у них уже не было такого вопроса: нужно сносить объекты культурного наследия или нет. Они по умолчанию будут стремиться его сохранить.
ТЕХНОЛОГИИ ИГРЫ ДЛЯ ИСКУССТВА И БИЗНЕСА
Если четкого видения нет, нужно сесть с потенциальным заказчиком, проговорить все пункты, что может быть интересно. У меня за время моих публичных выступлений набралось огромное количество референсев по тем играм, которые существуют в европейской девелоперской практике.
На нашем рынке это пока не очень развито, хотя и начинает появляться, а в Европе и США это достаточно популярная история, когда, прежде чем начать какое-то строительство, архитекторы и девелоперы устраивают не публичные слушания, а вместо этого делают видеоигру.
ПРО ИНТЕРФЕЙС ИГР
Так что здесь два варианта, либо встраивать инструкцию в саму игру, либо приставлять куратора.
МИРОВЫЕ КЕЙСЫ ИГР
Если на youtube посмотреть, как проходят игровые сессии, то можно видеть, что принимают участие совсем не дети, которые, как правило, ассоциируются с видео играми и такими развлечениями.
Туда приходят взрослые люди: архитекторы, застройщики, специалисты из других областей. Они вместе играют, ставят фишки на этом поле. И задача каждой игры – показать людям причинно-следственные связи: условно, что будет, если мы построим здесь небоскреб или квартал со среднеэтажной застройкой.
Задача – показать влияние будущей застройки не в формате чертежей, потому что пользователям, которые не имеют архитектурного образования, очень сложно разобраться в генплане, в диаграммах, каких-то схемах. Здесь участник игры может просто руками ощутить то, что он планирует построить. Он может увидеть то, как застройка повлияет на другие участки, как взаимодействуют между собой администрация и другие участники этой застройки. Это все очень наглядно и позволяет избежать большого количества конфликтов. Причем эта была не только инициатива Play The City, а также компании, которая занимается продвижением геймификации для девелоперов и архитекторов.
ГЕЙМИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Похожий проект делали сотрудники студии MIT для Гамбурга, когда нужно было привлечь людей к обсуждению того, как разместить порядка 30 тысяч мигрантов. Как раз тогда был конфликт на Ближнем Востоке, и в Европу потекли потоки беженцев. Многие к этому отнеслись достаточно негативно, а людей, тем не менее, нужно было размещать. И вот сотрудники лаборатории MIT сделали mixed media игру: они использовали физическое игровое поле, но при этом проецировали на него разные данные с помощью проектора и также с помощью проектора считывали, а потом выводили на экран. Они привлекли людей, чтобы показать, как это важно и сложно – разместить мигрантов, как правильнее и грамотнее выбрать локацию для этого социального жилья, в какой доступности оно должно находиться, чтобы снизить транспортные потоки и таким образом уменьшить негативное влияние на экологию. Очень много аспектов возведения социального жилья было продемонстрировано через игровой процесс. И это, мне кажется, очень важно.
ИГРА ДЛЯ ДЕВЕЛОПЕРОВ
Ну и помимо решения споров между девелоперами он еще предлагал зашить туда некоторые градостроительные нормы, как, например, нормы инсоляции для зданий, плюс он туда же в игру включил зоны охраны культурного наследия, зоны доступности разных пешеходных объектов, открытых общественных пространств – все это должно было быть учтено в одной онлайн-игре.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
Поэтому, как мне кажется, возможно, мы вернемся к идее каких-то коммун с общими пространствами, с общими кухнями, но в таком улучшенном варианте. Все-таки, уже капиталистическое общество, требуемый уровень жизни не сравним с тем, что был 80 лет назад или даже больше. Мне кажется, будет какое-то одновременное стремление к унификации, но в то же время, гибкости и интерактивности этих жилых кварталов.
Запись прямого эфира: