Исследовательский проект, посвященный девелопменту завтрашнего дня
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В УРБАНИСТИКЕ
СИСТЕМЫ
ГЕЙМИФИКАЦИЯ В УРБАНИСТИКЕ
Автор: Дарья Силова
Архитектор и гейм-дизайнер Дарья Насонова рассказала о возможностях применения видеоигровых технологий в девелопменте, бизнесе и искусстве.
1

ЗЕРНА ГУМАННОСТИ

Игра – это медиум, который привлекает людей к серьезным вопросам. Поскольку я по образованию архитектор и работала пять лет в архитектуре и урбанистике, то мне кажется важным и ценным донести до людей те приоритеты, которые сейчас стоят перед этими дисциплинами. Что касается архитектуры, то мой личный интерес – это реконструкция-реставрация, потому что это моя специальность. Поэтому одна из первых игр, которую я сделала, про защиту московского авангарда, а та, которую я делаю сейчас, посвящена реконструкции зданий и сооружений. В новостях постоянно возникают такие истории, как, например, сейчас в Уфе, где собираются снести прекрасные деревянные дома, поэтому мне кажется очень важным, хотя бы в такой игровой форме, пытаться вызвать в людях более бережное отношение к их культурному наследию.


Дарья Насонова

Архитектор и гейм-дизайнер


«

Не уверена, что можно сохранить конкретный деревянный дом, когда бульдозер уже на подходе, но мне кажется, что через игры можно подергать за нужные струнки людей, что это в целом переформирует мышление. Это, скорее, такие зерна, которые закладываются, и потом, через какое-то время прорастают.


»

Поэтому я в основном ориентируюсь не на взрослых, когда делаю свои игры, а, скорее, на школьников, студентов, потому что это как раз тот возраст, когда важно формировать более гуманное отношение к окружению. Когда эти дети вырастут, у них уже не было такого вопроса: нужно сносить объекты культурного наследия или нет. Они по умолчанию будут стремиться его сохранить.


Даша Насонова. Отрисовка игрового уровня в пространстве игры Minecraft, 2019
Собственный проект на базе видеоигры
2

ТЕХНОЛОГИИ ИГРЫ ДЛЯ ИСКУССТВА И БИЗНЕСА

У меня сейчас два коммерческих проекта и один личный. И мой личный проект как раз – это игра-приложение для смартфона про реконструкцию-реставрацию. Еще два проекта я пока не могу никуда выкладывать. Первый из них – это игра для клиента, который занимается сотрудничеством с разными спортивными брендами, в том числе со спортивной федерацией. И здесь я пока связана контрактом и не могу рассказывать детали, но эта игра будет существовать для того, чтобы формировать комьюнити вокруг существующих брендов. Эта игра, в первую очередь, про вовлечение, про то, чтобы собрать людей, которые будут общаться, проникаться культурой, ценностями определенного бренда и, может быть, распространять это среди своих друзей и знакомых.

Вторая игра – для венецианской архитектурной биеннале. На этот проект меня позвали ребята из «Лев и Единорог», и еще с нами работает абсолютно прекрасный гейм-дизайнер Дима Веснин. Обязательно подпишитесь на его канал Бэктрекинг в Telegram, там потрясающее количество разных статей о том, что из себя представляют видеоигры в образовании, в искусстве.

На биеннале мы делаем приложение, которое будет работать примерно как чат-бот, где вы будете общаться с разными персонажами, которые участвуют в организации архитектурной биеннале в Венеции. Вы выбираете героя: архитектор, либо комиссар, либо еще кто-нибудь. Цель – рассказать людям, что такое биеннале как институция и как эту институцию можно переосмыслить через такой игровой процесс. В целом мы работаем в жанре визуальной новеллы, где нельзя побегать, попрыгать, пострелять – ничего такого нет, в основном весь игровой процесс происходит через текстовые сообщения, так что это такой довольно интересный формат.
3
КАК РОЖДАЕТСЯ ИГРА
Для создания игры должен быть запрос, идея. И тут уже все зависит от того, насколько те, кто заинтересован в ее создании, хорошо и подробно представляют себе конечный продукт. Например, с моими клиентами, с которыми мы делаем игру для спортивных брендов, было очень легко составить ТЗ, потому что люди четко понимали, какой продукт они хотят видеть на выходе. К примеру, это геймификация – интерактивно-образовательное приложение про продукцию компании.

Если четкого видения нет, нужно сесть с потенциальным заказчиком, проговорить все пункты, что может быть интересно. У меня за время моих публичных выступлений набралось огромное количество референсев по тем играм, которые существуют в европейской девелоперской практике.


«

На нашем рынке это пока не очень развито, хотя и начинает появляться, а в Европе и США это достаточно популярная история, когда, прежде чем начать какое-то строительство, архитекторы и девелоперы устраивают не публичные слушания, а вместо этого делают видеоигру.


»

Это может быть настольная игра или mixed media – смесь настольной и видеоигры. Привлекают девелоперов и жителей окружающих кварталов, которые потенциально заинтересованы в покупке этих квартир или в аренде офисов, приглашают экспертов из других областей. И вместо того, чтобы обсуждать это за круглым столом, они начинают расставлять эти кубики на поле или закрашивать зоны. Это одновременно и образовательный процесс, и игровой, и плюс это общение.

Эта практика позволяет избежать больших споров: к примеру, некоторые модели игр позволяют играть не за себя, т.е. игрок – не житель, который пришел отстаивать свои интересы, а, наоборот, выступает в роли девелопера или архитектора. Таким образом, он проникается противоположной точкой зрения, и это тоже помогает сторонам понять друг друга.

Lion & Unicorn – in the same bot
4

ПРО ИНТЕРФЕЙС ИГР

Как правило, игры сопровождаются подробной инструкцией, и зачастую в них играют в присутствии куратора непосредственно на какой-то площадке. Например, есть инициатива ООН, которая называется «Block by Block». Это известная программа, которая гастролирует по разным странам с целью благоустройства неблагополучных районов и участков в странах в основном «третьего мира», начинали они с Африки. Они предлагали жителям этих неблагополучных районов отстроить свои предложения внутри Майнкрафт, но поскольку у многих людей не было компьютеров, и они не знали, что такое Майнкрафт, то они разбивали эту большую группу из заинтересованных людей на маленькие подгруппы по 3-4 человека. К каждой группе приставлялся куратор, архитектор или просто волонтер, который в этом заинтересован, и помогал им разобраться с интерфейсом.

Так что здесь два варианта, либо встраивать инструкцию в саму игру, либо приставлять куратора.


Un Habitat – Block by Block
5

МИРОВЫЕ КЕЙСЫ ИГР

Play The City – это проект архитектора Ekim Tan. Он был основан в Голландии, насколько я помню. Сейчас существует в нескольких городах. Более того, Ekim Tan написала книгу, которая так и называется «Play de City», где она подробно рассказывает о том, какую пользу могут извлечь инвесторы, девелоперы и архитекторы из применений игровых механик в проектировании и вообще в обсуждении строительного процесса с людьми.

У Play The City, по-моему, сейчас существует 7 продуктов. Каждый из них масштабируется на разные города. У них есть несколько моделей, которые применяются в зависимости от контекста и запроса клиента. Насколько я помню, они не работают до сих пор с цифровыми механиками. Они делают офлайн-сессии, где вся игра происходит на таком традиционном игровом поле, как в монополии. Люди используют фишки, но все это очень наглядно.

Проект архитектора Ekim Tan

Если на youtube посмотреть, как проходят игровые сессии, то можно видеть, что принимают участие совсем не дети, которые, как правило, ассоциируются с видео играми и такими развлечениями.


«

Туда приходят взрослые люди: архитекторы, застройщики, специалисты из других областей. Они вместе играют, ставят фишки на этом поле. И задача каждой игры – показать людям причинно-следственные связи: условно, что будет, если мы построим здесь небоскреб или квартал со среднеэтажной застройкой.


»

Задача – показать влияние будущей застройки не в формате чертежей, потому что пользователям, которые не имеют архитектурного образования, очень сложно разобраться в генплане, в диаграммах, каких-то схемах. Здесь участник игры может просто руками ощутить то, что он планирует построить. Он может увидеть то, как застройка повлияет на другие участки, как взаимодействуют между собой администрация и другие участники этой застройки. Это все очень наглядно и позволяет избежать большого количества конфликтов. Причем эта была не только инициатива Play The City, а также компании, которая занимается продвижением геймификации для девелоперов и архитекторов.

Play the City – Play Marmara


6

ГЕЙМИФИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Похожий проект делали сотрудники студии MIT для Гамбурга, когда нужно было привлечь людей к обсуждению того, как разместить порядка 30 тысяч мигрантов. Как раз тогда был конфликт на Ближнем Востоке, и в Европу потекли потоки беженцев. Многие к этому отнеслись достаточно негативно, а людей, тем не менее, нужно было размещать. И вот сотрудники лаборатории MIT сделали mixed media игру: они использовали физическое игровое поле, но при этом проецировали на него разные данные с помощью проектора и также с помощью проектора считывали, а потом выводили на экран. Они привлекли людей, чтобы показать, как это важно и сложно – разместить мигрантов, как правильнее и грамотнее выбрать локацию для этого социального жилья, в какой доступности оно должно находиться, чтобы снизить транспортные потоки и таким образом уменьшить негативное влияние на экологию. Очень много аспектов возведения социального жилья было продемонстрировано через игровой процесс. И это, мне кажется, очень важно.


M.I.T. Media Lab – Finding Places
7

ИГРА ДЛЯ ДЕВЕЛОПЕРОВ

Зачастую даже студенты-архитекторы предлагают интересные проекты. Например, меня очень впечатлил лондонский проект выпускника UCL: он предложил с помощью онлайн-видеоигры упростить взаимодействие между разными заказчиками. Студент предложил решить проблему недостатка инсоляции в лондонском Сити. Дело в том, что там утверждались разные проекты небоскребов в независимости от того, что могло через два года построиться рядом. И он сделал предиктивную модель, где показал, что утвердили строительство четырех небоскребов, но они все строятся в разное время, и поскольку утверждения тех или иных проектов никак не были взаимосвязаны между собой, то в будущем, когда они будут возведены, они перекроют друг другу свет. Это очень негативно скажется на продаже квартир, на аренде офисов.

И он сказал, что давайте мы лучше сделаем онлайн-игру, где все проекты, которые сейчас находятся в экспертизе и ждут утверждения, будут отражаться в режиме реального времени. Таким образом застройщики смогут ориентироваться друг на друга, смогут в режиме онлайн корректировать проекты друг друга, предлагать какие-то улучшения. И таким образом мы можем избежать такой ситуации, что два небоскреба испортят друг другу жизнь.

Ну и помимо решения споров между девелоперами он еще предлагал зашить туда некоторые градостроительные нормы, как, например, нормы инсоляции для зданий, плюс он туда же в игру включил зоны охраны культурного наследия, зоны доступности разных пешеходных объектов, открытых общественных пространств – все это должно было быть учтено в одной онлайн-игре.


Johnny Lui – Cilvia
8

ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ

Москве не хватает интерактивности, но эта идея не такая уникальная и свежая. На самом деле, если посмотреть на все то, чего не хватает современной застройке, то мы увидим, что еще в 60-е – 70-е гг. разные архитекторы, вроде Archizoom, Archigram, мой любимый Cedric Price, они предлагали абсолютно сумасшедшие идеи, которые могли бы быть актуальными, могли бы прижиться. Это и двигающиеся города, и города, которые могут трансформироваться под влиянием пользователей.

Сейчас, я бы сказала, что просто в условиях карантина и вот этой изоляции, где мы оказались, это конечно довольно банальная мысль, но тем не менее, не хватает той самой гибкости пространств, интерактивности, возможности их перестроить под свои нужды.

Поэтому, как мне кажется, возможно, мы вернемся к идее каких-то коммун с общими пространствами, с общими кухнями, но в таком улучшенном варианте. Все-таки, уже капиталистическое общество, требуемый уровень жизни не сравним с тем, что был 80 лет назад или даже больше. Мне кажется, будет какое-то одновременное стремление к унификации, но в то же время, гибкости и интерактивности этих жилых кварталов.


Nintendo – Animal Crossing: New Horizons (главная карантинная игра)

Запись прямого эфира:

Made on
Tilda