СИТУАЦИЯ В МИРЕ. OVERVIEW
Мы сейчас строим будущее и должны предугадать, что будет жизнеспособно через 10-15 лет, если мы говорим про проекты площадью 500, 1000 гектаров и более. Такие кризисы, как ситуация с эпидемией, оказывают большое влияние на городскую жизнь. И ты начинаешь смотреть на свои предложения, которые ты делал мэрам городов и губернаторам, чтобы там не оказалось что-то не то, не актуальное, или вредное, и т.д.
Елена Мандрыко
Директор проектов
КБ «Стрелка»
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ГОРОДОВ
Как раз на фоне эпидемии появилось много дебатов о том, что плотность – это плохо, люди чуть ли не уходят в деревни, к природе. Я могу сказать, что плотность – это главное преимущество жизни в любом городе, потому что это не только квадратные метры и не только люди, это и связи между людьми.
Чем выше плотность, в пределах разумного, тем больше возможностей для людей в плане тех или иных сервисов, больше взаимодействия, степеней свободы, поэтому люди едут в крупные города за возможностями, а возможности – это плотность.
Поэтому, это совершенно не означает, что завтра все разъедутся по деревням. Хотя, я думаю, будет некий ренессанс малых городов, но, опять же, городов, расположенных относительно недалеко от крупных мегаполисов, в разумной доступности.
КОНЦЕПЦИЯ «ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЯ». ЦИФРОВИЗАЦИЯ
Есть такой термин как «центр-периферия», когда происходят, я бы сказала, революционные изменения, которые мы уже видим. Конечно, из заметного тренда наиболее сильное влияние оказывается на ритейл, который меняется драматично. С жильем пока мы не видим значительных изменений, но я уверена, что они будут.
Соцопросы и маркетинговые исследования
Часто приходится слышать от девелоперов что-то вроде: «мы продаем квартиры, общаемся непосредственно с людьми, точно знаем, чего люди хотят, мы с ними разговариваем и т.д.».
Стив Джобс никогда бы не придумал и не предложил рынку свой iPhone, если бы он использовал соцопрос «нарисуйте мне свой идеальный телефон». Все бы ходили как прежде, с кнопочными.
Антропология и продажи
По сути, это как бы работа психотерапевта, к которому приходит человек, и говорит: «Мне плохо. – Почему вам плохо? – Не знаю».И психотерапевт раскручивает с ним это все, и докапывается до того, что где-то в детстве был какой-то стресс, и это повлияло. Это, по сути, упрощенно, то же самое, но просто на больших масштабах, с использованием современных методов анализа. И, понимая реально, что людей беспокоит, и что у них сидит внутри, можно предлагать им уже новый продукт, сказав: «А вот такое вы купите?». И они скажут: «О, да, конечно», но сами они, к сожалению, не смогут это отрефлексировать.
ВЛИЯНИЕ IT-КОМПАНИЙ И ГОСУДАРСТВА
Третья важная вещь для девелоперов: к сожалению, основная цель бизнеса – это зарабатывание денег, это максимизация прибыли, увеличение доходов, снижение расходов. Давление государства в части социальных эффектов, в плане качества, комфорта, городской среды будет нарастать. В целом, мы видим этот тренд по всему миру.
Материалы по теме: